Размер шрифта:

Пресс-служба

Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Эксперты обсуждают вопросы приватизации

02.02.2016 / Пресс-релизы / Новости

Россия в условиях глобального кризиса и действия санкций может не найти инвесторов, готовых войти в крупные государственные активы. Поэтому при приватизации необходимо проявить осторожность и использовать нестандартные инструменты, чтобы провести ее качественно и с максимальной выгодой для государства, предупреждают опрошенные ТАСС эксперты.

Президент России Владимир Путин провел в понедельник совещание по вопросам приватизации. Об ускорении продажи пакетов акций крупных компаний на большой пресс-конференции Путин заявил еще в конце 2015 года. По словам главы государства, при приватизации решаются две задачи: первая - фискальная, связанная с доходами бюджета, вторая, более важная - изменение структуры собственности для повышения эффективности работы компаний. Российские власти не исключают продажи пакетов акций таких компаний, как "Роснефть", "Аэрофлот", "Русгидро".

"С точки зрения стратегии этого процесса я считаю здесь логичной позицию (первого заместителя председателя правительства РФ Игоря) Шувалова, который сказал, что приватизация нужна, нужна понятная, качественная и не проводимая "любой ценой", - отмечает независимый директор Алексей Германович.

Слабый стимул

Глава Минфина Антон Силуанов призвал "расчехлить запасы" и получить от приватизации в ближайшие два года 1 трлн рублей.

Эксперты отмечают, что сейчас из-за падающей нефти и угрозы роста дефицита федерального бюджета появился "меркантильный" интерес в быстрой приватизации крупных активов.

"Но если цена поднимется, то этот стимул может существенно ослабнуть. Неопределенность, нужны ли деньги бюджету, создают двусмысленность того, насколько срочной и необходимой является приватизация здесь и сейчас", - отмечает заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" ФФБД РАНХиГС Константин Корищенко.

"Если ставить целью только получение этого триллиона, то ничего не изменится. Он снова понадобится, когда выплатим зарплаты. Ведь обязательства по выплатам опять вырастут", - соглашается управляющий партнер адвокатского бюро "Линия права" Андрей Новаковский.

Откуда взяться деньгам

Основной вопрос, который встает при продаже крупных активов, - где взяться инвестору, который сейчас готов вложиться в российские компании, хоть и привлекательные, отмечают эксперты.

"Один триллион по сегодняшним деньгам - это 12-13 млрд долларов. Если смотреть на нынешнюю капитализацию крупнейших компаний, там десятки миллиардов долларов, то есть цифра реальна. Другой вопрос - откуда эти деньги могут прийти?", - говорит Корищенко.

Локальный инвестор в России, готовый на такие крупные приобретения, отсутствует, поясняет Новаковский. Эксперты сходятся во мнении, что можно было бы рассматривать ресурсы пенсионного рынка, однако они не столь велики, чтобы дать государству 1 трлн рублей.

"Можно применить очень популярный в Европе и других странах такой инструмент приватизации, как обменные и/или конвертируемые облигации. Исторически это основной инструмент приватизации в таких социально ответственных государствах, как Швейцария и Германия. Тогда деньги государство получит сегодня, а рост стоимости акций за 3-5 лет инвесторы и государство поделят между собой. Причем большая часть может достаться государству", - предлагает Корищенко.

Иностранцы не идут

Ситуация с наличием санкций препятствует большому числу иностранцев участвовать в российском рынке капитала, в том числе в приватизации, говорит Корищенко. "Мы можем с определенной степенью надежды говорить, что есть инвесторы и в Азии, и на Ближнем Востоке, даже в Латинской Америке, которые могли бы сопоставимые суммы на российский рынок принести", - считает он.

Однако вопрос в другом: активность иностранных инвесторов затрудняет и мировой кризис, связанный с нефтяными ценами, торможением экономики Китая. "Это фактически блокирует инвесторов, независимо от источников денег, от выхода на рынок развивающихся стран, перехода в рискованные активы", - сказал Корищенко.

По мнению Корищенко, исходя из этих особенностей, можно использовать ряд способов приватизации. "Среди приватизируемых компаний есть лидеры отрасли не только в России, но и в мире. Например, "Аэрофлот" и "Совкомфлот". С другой стороны, им трудно подобрать профильного стратега без конфликта интересов или рисков ухудшения управления. В таких случаях логично продавать контрольные пакеты на биржах, а для сохранения стратегии и управляемости блокирующие пакеты продавать в кредит менеджменту (т.н. МВО). Госкомпании в России так еще не приватизировались, но идея достойна обсуждения", - пояснил эксперт.

Осторожность инвесторов может быть вызвана тем, что государство в текущих условиях не заинтересовано отдавать контрольный пакет в таких компаниях, как "Роснефть", Сбербанк или ВТБ. На рынке остаются менее значимые доли, на которые просто нет покупателей. "Из реальных покупателей может быть только Китай", - считает Новаковский.

"Но за эту продажу мы будем расплачиваться весьма дорого - потерей контроля над инфраструктурой, передачей в разработку природных ресурсов на невыгодных условиях - эти обязательства по требованию китайцев будут закрепляться до сделки приватизации в форме межправительственных соглашений", - отметил эксперт.

Эффективность управления

По мнению Новаковского, с приватизацией эффективных компаний, которые генерируют деньги для бюджета в виде дивидендов и налогов, можно было бы не торопиться. Это, в первую очередь, относится к "Роснефти".

Повысить эффективность ряда компаний позволила политика нескольких последних лет. "Четкого сигнала, четкой политической воли на приватизацию не было, поэтому ориентировались на повышение эффективности", - сказал Новаковский.

"И здесь необходимо отметить усилия Росимущества. Если говорить о крупнейших компаниях, в их отношении за последние два года была проделана работа по улучшению корпоративного управления", - отмечает Германович. По итогам 2015 года в виде доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, в федеральный бюджет поступило около 260 млрд рублей. Внедрен Кодекс корпоративного управления, многие положения которого стали обязательными нормами правил листинга на бирже, существенно увеличилось представительство профессиональных независимых директоров. Общепринятой, фактически обязательной нормой для госкомпаний стала выплата не менее 25% от чистой прибыли в качестве дивидендов, напоминает эксперт.

Позитивная динамика корпоративного управления в госкомпаниях подтверждается результатами ежегодных исследований, которые проводит Российский институт директоров (РИД). Однако, как отмечает заместитель директора - руководитель Экспертного центра РИД Екатерина Никитчанова, исследования показывают общую проблему всех компаний, в том числе и с государственным участием - отсутствие комплексности при внедрении отдельных стандартов.

Так, по итогам 2014 года только 51% госкомпаний имеют специальный внутренний документ, регулирующий их дивидендную политику, и только 27% госкомпаний закрепляют во внутренних документах, отражающих дивидендную политику, требования устанавливать размер дивидендов исходя из чистой прибыли, определяемой по МСФО. Но при этом раскрывают финансовую отчетность по международным стандартам 57% госкомпаний.

"Росимущество регулярно использует результаты исследования для развития практики корпоративного управления в госкомпаниях", - говорит Никитчанова. Сейчас разрабатывается "дорожная карта" по корпоративному управлению на ближайший период. Она направлена на обеспечение комплексного подхода к внедрению передовых стандартов корпоративного управления в госкомпаниях.

Оригинал статьи на ТАСС

Невысокое качество менеджмента госпредприятий, которые необходимо продать эффективному частному бизнесу, тормозит темпы массовой приватизации в России

Низкие цены на нефть и их последствия для экономики России возобновили дискуссию в правительстве по поводу приватизации крупных активов, которая может дать бюджету дополнительные средства. По словам президента РФ Владимира Путина, все же главной задачей изменения структуры собственности является повышение качества работы компаний. Особенно это касается не крупных организаций, а госпредприятий регионального и местного уровня, полагают эксперты. Эффективно работающие компании дадут импульс экономике и вернут ее на траекторию роста.

"Частный сектор должен играть существенную роль в экономике. На небольшие государственные предприятия нельзя смотреть с точки зрения возможности пополнения бюджета при их продаже. После их реализации можно выручить мизерные средства по сравнению с тем, что мы можем получить при приватизации крупных активов. Но с точки зрения инфраструктуры, если в эти малые активы зайдут частники, их эффективность вырастет в разы, это колоссально", - говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Линии права" Андрей Новаковский.

Что тормозит процесс

В 2015 году был превышен плановый показатель от сделок по приватизации государственного имущества. Росимущество принесло в бюджет 7,2 млрд рублей, превысив изначальный план на 43,8%.

Однако темпы приватизации остаются низкими, отмечает независимый эксперт Ольга Соколова.

"Это связано, на мой взгляд, с отрицательной мотивацией у действующего менеджмента предприятий. Никто из руководства компаний не хочет потерять рабочее место, авторитет, источник постоянных доходов в результате прихода нового постороннего собственника, который заплатит за покупку государству, а не предприятию", - говорит Соколова.

Процесс успешной приватизации можно наблюдать в двух случаях - если предприятие стабильно и его руководство осознает себя именно менеджментом, действующим в интересах государства, отмечает она.

"Второй случай, если у предприятия есть инвестор, который заинтересован в приобретении акций и дает определенные гарантии на будущее действующему менеджменту",- считает Соколова.

Сейчас на первый план с точки зрения инвестиционной привлекательности выходят активы, перспективные с точки зрения импортозамещения, отмечает Соколова. "Это промышленные и сельскохозяйственные предприятия, сохранившие свой бизнес проектные и научные организации. Массовая приватизация - способ оздоровления экономики региона или отрасли, восстановления нормальной конкурентной среды, развития бизнеса, а уже во вторую очередь источник пополнения бюджета, что также немаловажно", - говорит она.

Больше инициативы

"Что касается массовой приватизации, то здесь Росимуществом была проделана большая работа по подготовке их к продаже, но многое еще предстоит сделать", - отмечает независимый директор Алексей Германович. Нужна четкая координация между акционером в лице Росимущества, курирующим министерством, советом директоров, а также менеджментом компаний, считает он.

"Совет директоров должен быть активным союзником собственника, при этом членам совета нужно самим проявлять больше инициативы в коммуникациях с Росимуществом и профильным министерством, чтобы понимать позицию акционера по вопросам приватизации", - отмечает он.

Одним из важных решений, которое может принять государство, для успешного продолжения как приватизации крупнейших, так и массовой приватизации должно стать формирование пула из 30-50 профессиональных независимых директоров, которые уже имеют опыт реальной успешной работы в приватизируемых компаниях и смогли на практике доказать способность выполнять поставленные государством задачи, говорит Германович.

По мнению Новаковского, нужно усилить ответственность менеджмента за неисполнение требований о подготовке к приватизации.

Оригинал статьи на ТАСС

ВЕСТИ ФМ: Приватизация

Опубликовано: 02.02.2016 15:12:32 / Последнее изменение: 05.06.2017 19:51:36